http://www.lookatme.ru/assets/article_image-image/bc/80/207934/article_image-image-article.jpg

«Николай Коперник» — московская группа, иногда относимая к русскому року. Исполняет своебразную музыку, в которой прослеживается влияние фанка, арт-рока, психоделики, электроники, новой волны. Лидер группы— певец, гитарист и композитор Юрий Орлов. Группа была образована в 1981 году и за 12 лет своего сущестоввания выпустила несколько магнитоальбомов. Вершиной творчества стал первый из них— «Родина» (1986), который был включён в книгу Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока». Песни, вошедшие в этот альбом, написаны на стихи из сборника к 60-летию образования СССР, а сам альбом является одной из вершин постмодернистского искусства Советского Союза того времени. В 1993 году группа прекратила своё существование.

Юрий Орлов выглядит как злодей из дешевого фантастического фильма: маниакальный взгляд глубоко посаженных глаз, обесцвеченная рудиментарная бородка и длиннопалые руки безумного вивисектора.

Писатель Виктор Пелевин в начале 90-х годов, когда его ещё можно было встретить на московских арт-тусовках, любил напевать загадочную фразу: «Моя голова парит в пространстве». И только продвинутые меломаны понимали, что это - цитата из песни столичной рок-группы «Николай Коперник», экстравагантное творчество которой не давало покоя многим крупным литераторам.

В середине 80-х «Николай Коперник» входил в тройку ведущих альтернативных команд Москвы, наряду с «Центром» и «Звуками Му». Музыка «Николая Коперника» считалась наиболее оригинальной и изощренной: изысканный new wave в духе легендарной группы Japan смешивался с экспериментами в области «серийной» музыки а-ля Стив Райх. Вошел в историю сет «Николая Коперника» на рок-фестивале в ДК МИИТ летом 1986 года, когда музыка группы была встречена такими овациями, каких не удостоились выступавшие там же «Кино», «Аквариум» и «Алиса».

В 1988 году «Николай Коперник» вступает в Музыкальный центр Стаса Намина, где Орлов становится руководителем экспериментальной студии и у группы происходит много интересных пересечений с заезжими звездами западного рока. Например, лидер Pink Floyd Дэвид Гилмор (David Gilmour). Кроме того, Орлов сотоварищи тесно общаются с Питером Гэбриэлом (Peter Gabriel) и проводят совместные репетиции c теми же Pink Floyd, Фрэнком Заппой (Frank Zappa) и Крисси Хайнд (The Pretenders), на которых творчество группы производит сильное впечатление.В 1989 году Николай Коперник выступает на крупном рок-фестивале «Lituanika» в Вильнюсе - на одной сцене с исландской группой Sugarcubes, вокалисткой которой тогда была Бьорк (Bjork).

В середине 90-х группа временно прекратила существование, и ее лидер Юрий Орлов посвятил себя клубному движению, параллельно занимаясь созданием саундтреков к кинофильмам «Мама, не горюй – 2» Максима Пежемского, «Мужской спорт» Александра Марягина, «Дети чугунных богов» Томаша Тотта и др., а также к спектаклю «Чапаев и Пустота» (реж. Павел Урсул). Кроме того, он участвует в группах Ф.И.О. (easy listening, hardcore) и Холодная рука Москвы (deep-house, lounge, electro). Также Орлов занимается студийной работой: помогает Deadушкам ремикшировать песни Бориса Гребенщикова и продюсирует легендарный хит Тату «Нас не догонят».

«Николай Коперник» группа невероятной, неистовой энергии, волшебной мелодики и текстов, наполненных алхимическими формулами и рецептами, космической спермой Вселенной, откровением и полярным холодом белого севера, райской страстью черного юга, - и все это в оскаруальдовской эстетической обертке.

«Черный огонь, белый огонь», «огненный лед», «птицы-гиганты», «сталактиты любви» и подобная метафористика лидера группы, автора текстов и музыки, Юрия Орлова, мгновенно вгоняют в транс фанатов группы, следующих за ними в немом изумлении вот уже двадцать долгих лет. Музыка невероятной пронзительной гармонии, полноты, полноценности. Слезы счастья у поклонников, очень долгих поклонников и адептов группы в зале, наслаждение совершенством, опьянение высоким смыслом. Одухотворенный, безумный, сновидческий солист – Юрий Орлов - как демиург, как креатор экстатического опьянения толпы, как маг алхимического растворения соли нашего застывшего «Я».

Эротизм, эротика, искусство эротики, дендизм, аристократический нордизм, шифровка смыслов требуют экстремальной интеллектуальной продвинутости, нежности и гибкой разработанности персонального чувственного плана, интеллектуальной изощренности, эстетической тренированности аудитории.

PS: Рассказывает Юрий Орлов: «Однажды, когда кончились деньги и холст, я решился ночью разобрать наш семейный родительский стол, вытащил из него тяжеленную лакированную столешницу и написал картину прямо на мебельном лаке, на этой доске. Получилась вещь по весу тяжелая, но лак придал необычную дополнительную глубину изображенному пейзажу. Утром родители застали меня с безумным блуждающим взглядом и в компании с разобранным столом. Картина вышла хорошая.

«Картины пишутся по-разному. Иногда ты можешь написать большое полотно за ночь, буквально. Иногда же работа над картиной ведется несколько месяцев, даже при использовании быстросохнущей краски-акрила. Когда я писал «Остров Лесбис», огромную картину, которая сейчас находится в Париже, я писал ее очень долго, с перерывами. И это была не лень, я все равно постоянно думал об этой картине, постоянно что-то с ней делал: какой-то штрих, некий моментик. И когда уже можно было бы решить, что она практически готова, казалось, что все-таки что-то не доделано и где-то точка не проставлена в нужном месте. На эту картину ушло около четырех месяцев. Параллельно я, естественно, занимался музыкой. Как раз происходила запись альбома «Ослепленный от солнца». Происходили и репетиции, нам хотелось довести материал до уровня безукоризненного акустического звучания с элементами электроники, каким альбом и планировался».