ТАМ ГДЕ ЖИВУТ ЧУДОВИЩА
Детская иллюстрированная книга английского писателя Мориса Сендака «Там, где чудища живут» содержит всего лишь двенадцать предложений. Экранизация этой популярной на западе детской книги длится полтора часа. И это будут самые неоднозначные полтора часа в вашей жизни. Потому что фильм этот шедевр, который никто не смотрел. Недооцененное, справедливо и не очень обруганное, но, безусловно, гениальное творение режиссера Спайка Джонза, автора «Быть Джоном Малковичем». Инди-фильм снятый за сумасшедшие 100 млн. долларов, способный поразить взрослых больше, чем детей.
Макс — главный герой фильма. Он — маленький мальчик, страдающий гипер активностью и недостатком внимания. У Макса есть старшая сестра, занятая только собой, и одинокая мама, пытающаяся наладить свою личную жизнь. Но Макса это не волнует. Он — считает себя центром вселенной. Он хочет, что бы с ним играли, он хочет, чтобы его любили. Он хочет, что его боготворили. Те люди, у которых был младший брат, вечно тянущий одеяло на себя, сразу все поймут. Макс — очень разбалованный ребенок (неудивительно, ведь он растет без отца), в первой же сцене многие взрослые содрогнуться, увидев, как издевается Макс над собакой или как раскрасневшийся будет кричать, бегать по дому в костюме кролика. Многие поспешно скажут, что по нему плачет ремень, а другие, возможно, увидят свое отражение в этом взбалмошном ребенке. Конфликт назревает. Максу кажется, что он одинок во всем мире и все о нем забыли. Мальчик ссорится с мамой и бежит из дома.
Теперь наступает время сказке. В детстве, когда нам было плохо, мы часто убегали в свою комнату, если она была или замыкались в своих потайных мыслях, думая о том, как жесток мир и хорошо бы было, если нам умереть, чтобы родителям, братьям, сестрам, нашим родным стало стыдно. Как наивны мы были. Создатели фильма в метафорическом бегстве пошли дальше. Макс находит ушлое суденышко на берегу водоема и плывет на нем через море, прибывая на остров, где живут чудища (а не «чудовища», как это бездарно перевели прокатчики!).
На наших глазах иллюстрации Мориса Сендака оживают благодаря современным технологиям, аниматронным куклам и мастерству сценария, который превратил маленькую книжку в психоделическое артхаусное кино о взаимоотношениях громадных существ и маленького мальчика. Это странные, дикие, злые, страшные… существа, которые живут в голове каждого юного мальчугана, будь то бабай спрятавшийся под кроватью или милый плюшевый мишка, которого обнимаешь, в слезах, когда не хочешь манную кашу.
Среди чудищ есть мудрый печальный попугай Дуглас, Джудит, на носу у которой растет рог, а еще добрая, с шерстяная лицом KW. Но больше, чем к остальным мальчик привязан к Кэролу — чудищу с голосом «славного мафиози» Джеймса Гандольфини и примерно с таким же непредсказуемым темпераментом. Они избирают Макса своим королем и мальчик, наконец, получает то, чего он хотел. Любая его прихоть, желание — все исполняется! Макс хочет, чтобы все кричали — все орут, как умалишенные, хочет — бегают на перегонки, строят крепость, которая «вышибает мозги непрошеным гостям» или играют в войнушки.
Но не все так просто с его друзьями. Между ними очень сложные взаимоотношения. Каждое чудище со своими причудами и Макс понимает, что взрослым быть нелегко, иногда хочется забиться в норку и побыть одному. Не руководить, не пытаться угодить всем. Макс узнает, что такое ответственность, выбор, тяжелые решения и главное понимание того, что поступки могут ранить, могут причинять страдания. Он еще не готов быть взрослым. Соответственно говоря, в фильме нет монстров, которых мы привыкли наделять такими качествами. Есть дети, переодетые в огромные костюмы и безупречное художественной исполнение, в котором мозг теряется и остается лишь маленький озорной ребенок в душе, который разбрасывал игрушки, кидал снежки в прохожих и топтался на кровати обутым, просто потому, что это было весело, а не по какой-то там заумной психологической причине. «Там где чудища живут» лучший анти стрессовый способ против инфантилизма, но только если разрешить себе стать Максом. Стать на его место, почувствовать, как все туже его сковывают тиски взросления.
Это не тот детский фильм, который мы привыкли видеть в сегодняшнее время. Это не часть поп-культуры со всем этим стереотипным дерьмом, которые сбрасывают на нас анимационные студии, которые не называются PIXAR. Фильм — притча о переломе, который переживает каждый ребенок.
Трогательная музыка, заслуживающие одобрительных аплодисментов актеры, озвучившие милых и жутких одновременно существ и совершенные визуальные эффекты, оживившие лица кукол.
Конечно, можно посетовать, что оригинальная книга — слабая основа для полноценной истории, что многие ситуации повторяется, а частенько нам становится скучно, но мне, кажется, фильм от этого только выиграл, ведь и в детстве у нас часто менялось настроения, забавы, казавшийся нам классными, через минуту надоедали. В этом есть свое очарование и оригинальный нравственный момент. Единственное, что я точно не уверен, насколько понятным оно будет для самых маленьких. Быть может «Там, где чудища живут» фильм о детях, которые прячутся внутри нас, взрослых.
Ничто, разрушающее фантазию в этой картине мы просто прощаемся с детством, его кошмарами, так похожими на мечты.