STAHLWERK 9 – это Reinhard Hopfe, музыкант из Баварии, большой ценитель европейской истории и круглых дат. Предыдущие его релизы частенько были приурочены к каким-нибудь знаменательным историческим юбилеям: Великой Французской Буржуазной революции (212), Революции 1905 года в России (1905), годовщине трагических событий времен Второй Мировой войны в Орадур-сюр-Глан (Oradour), годовщине Варшавского восстания 1944 г. (63 Days)… Сам Райнхард, кстати (или не кстати), по политическим взглядам антифашист, равно как и антикоммунист, – словом, осуждает любые формы тоталитаризма. «STAHLWERK 9, – говорит музыкант, – это скорее сатира, пародия на те музыкальные проекты, которые бездумно фетишизируют в своем творчестве одиозные идеологии только для привлечения внимания».
Первым лейблом, который выпустил музыку STAHLWERK 9 в свет, был российский ACHTUNG BABY!, затем альбомы Райнхарда выходили на War Office Propaganda, Neuropa Records, Der Angriff, Derzantsu, Fluttering Dragon, Eternal Soul, ну и, конечно, на Steinklang Industries, который и издал RetroMekanik. На обложке CD заявлено, что этот релиз, возможно, – самая мощная работа STAHLWERK 9. Не буду ни опровергать, ни подтверждать эти громкие слова, ведь перед нами не что-то эпическое и концептуальное, чего можно было бы ожидать от проекта, а всего лишь компиляция из ранних, до того не издававшихся и не включенных в иные сборники композиций. Есть среди них и две Live-версии: “Warsaw Calling / Als Ich Starb (Live In Miedzyborz)” и “Radio Budapest (Live In Miedzyborz)”. Оговорюсь, что это релиз имеет и двухдисковый вариант, но сейчас речь об «однодисковом» варианте, содержащем 11 звуковых дорожек олдскульного Industrial/Power Electronics. Композиции, вошедшие в альбом, были записаны в период 1999-2007 гг., возможно, отсюда и Retro в названии. Кто знает, может эти треки нарочно столько лет лежали в сундучке Райнхарда, бережно сберегаемые, дабы в один прекрасный день быть выпущенными в «самом мощном» альбоме STAHLWERK 9.
Из-за компиляционной природы альбома отпадает надобность следить за какой-нибудь закономерной последовательностью композиций или развитием темы. Остается внимать каждой композиции как отдельно взятому законченному произведению. Отчего ж и не повнимать точечно, ведь внимать есть чему. На RetroMekanik мне не встретилось ни одного откровенно скучного номера. Каждая композиция нет-нет да и побалует каким-нибудь безотказным ходом, будь то низкочастотные дребезжания или продирающиеся сквозь помехи эфира и разрывы бомб сигналы и военно-полевые сэмплы, или брутальные декламации в исполнении Райнхарда, или бодрый марш трудящихся, разорванный в самом его пылком энтузиазме грязным и мясистым нойзом. Разумеется, все эти жанровые трюки выполнены не в худшем виде. Лично мне, немного в обход этого насыщенного торжества Power Electronics полюбились более аскетичные треки “Elektrische Sonnen” и “Overture To A War”. Сдержанность в “Elektrische Sonnen” граничит со скрытым напряжением зажатой пружины, а в “Увертюре к Войне” (псевдо)церковный фон, создаваемый (псевдо)органом, оттеняет серъёзность и значительность речитатива. Как мне услышалось, вполне шлягерное ретро от труженика сталелитейного завода №9.