Народ утверждает, что перед войною или бедствием бывают лесные и всякие пожары. Безразлично, всегда ли они бывают, но знаменательно, что народное поверие судит об огненном напряжении перед мировыми потрясениями. Народная мудрость отводит Огню замечательное место. Бог посещает народ в Огне. Та же огненная стихия избиралась как высший Суд. Уничтожение зла производится Огнем. Явление несчастья сопровождается сожжением. Так во всем течении народной мысли можно видеть пути огненные. У народа зажигаются лампады, и народ несет светильники, уявленные на служении. Торжественна Огненная стихия в народном понимании. Так будем почерпать не от суеверия, но от народного сердца.
Н. Рерих, "Мир огненный, часть 1", 1933 г.
В ведической и индуистской мифологии значимую роль играет Агни - бог огня, выполняющий посредническую функцию между людьми и богами... Агни (огонь) стоит в центре древнеиндийского ритуала, и не случайно ему посвящено более 200 гимнов Ригведы. По числу упоминаний в гимнах он занимает второе место после великого Индры.
Индийский бог Агни един в трех ипостасях, так же, как и его иранский аналог Атар. Агни имеет три ипостаси, три жизни, три силы, три головы, три языка. Он имеет три жилища, исполнен тройного сияния и даже имеет тройственное происхождение, поскольку рожден в трех мирах - на небе, на земле и в водах. Тройственность Агни свидетельствует о причастности культа этого божества к древнейшим религиозным представлениям индоевропейцев, разделявших мироздание на три части: высший мир богов, срединный мир людей и нижний мир демонов. Бог Агни наполняет своей животворной энергией всю вселенную, соединяя между собой верхний, средний и нижний миры.
Неудержимый, разрушительный огонь войн и пожаров, напоминающий адское пламя - это низшая, демоническая ипостась огня. Огонь, согревающий жилище, объединяющий семью вокруг пламени домашнего очага - серединная, земная ипостась огня, наиболее близкая человеку. Священный огонь, используемый для ритуалов и добываемый лишь посредством трения сухого дерева, либо взятый от костра, образовавшегося в результате удара молнии, считался наиболее ценным и наделялся особыми свойствами. От устойчивости горения такого огня зависело благоденствие общества и мир в государстве.
В космогоническом учении индийских ариев бог Агни представляет космическую силу, в огне которой рождаются и гибнут миры...