Появление сетевых лейблов - процесс закономерный и исторически обусловленный. Сегодня Интернет для всего цивилизованного человечества это окно в мир, в мир информации, культуры и искусства. Виртуальные магазины, банки данных, библиотеки прочно вошли в нашу жизнь и без них она кажется уже немыслимой. Ну и конечно никто не будет спорить, что в сфере распространения музыки Интернет сегодня является наиболее эффективным средством, оставив позади музыкальные магазины, телеканалы и радиостанции. Однако стоит вспомнить, что первопроходцами на этой стезе были американский сетевой лейбл Monotonik, появившийся в 1996 году и издававший IDM, breakbeats, chiptunes, и японско-немецкое издательство Tokyo Dawn Records, специализировавшийся на Drum'n'Bass,Soul и Hip-Hop. За минувшие полтора десятилетия нет-лейблы плодились как грибы после дождя и в настоящее время являются основными поставщиками актуальной аудиопродукции.
Интернет-лейблы – это новая форма отношений между слушателями и музыкантами. Ведь большая часть населения знакомится с новой музыкой именно посредством Интернета. Музыку не штампуют на дисках, а снабжают обложкой, информационным сопровождением и выкладывают в сеть – совсем бесплатно и легально.
Для пользователей Сети интернет-лейбл выглядит как пронумерованный склад релизов, выложенный на сайте или страничке (страничках) лейбла. Как правило, эти релизы доступны для всех обитателей сети, в то время как задача лейбла - оповещение максимально большой потенциально заинтересованной аудитории.
Интернет-лейблы бывают открытыми, когда участником может стать любой желающий, приславший своё демо, и закрытыми, когда состав артистов постоянен и определяется руководством или продюсером лейбла.
Нет-лейбл не нуждается в сетке магазинов для распространения своей продукции, не тратит средства на изготовление и транспортировку физических носителей, что существенно удешевляет конечный продукт. В данном случае в качестве среды для распространения / дистрибьюции выступает Интернет, который делает близкими все страны мира.
Так же, как в случае с обычными издательствами, большинство интернет-лейблов имеют свою специализацию, предопределенную стилистическим разделением. Естественно, кто-то сосредоточен на каком-то одном музыкальном жанре или стиле музыки, но как правило большинство лейблов предпочитают иметь дело с несколькими направлениями. Однако практически всех объединяет одно - предпочтение работать с независимыми музыкантами. Такой подход упрощает многие юридические и правовые вопросы, связанные с взаимоотношениями между лейблом и артистом. Для регулирования этих отношений многие нет-лейблы пользуются лицензией Creative Commons License, некоммерческой организации, предусматривающей все тонкости защиты авторских прав в отношении интернет-продукции. Цель Creative Commons — позволить держателям авторских прав передать некоторые из прав на свои произведения общественности, а также способствовать свободному распространению информации.
Интернет-лейблы пиарят свои релизы на различных музыкальных порталах (например - wwwpdj.ru, wwwsubsonic.ru), социальных сетях (wwwfacebook.com, wwwvkontakte.ru, myspace.com), музыкальных форумах (wwwneformat.com.ua, wwwihatebreakcore.com) и вписывает свои релизы в музыкальные каталоги (например - wwwdiscogs.com, wwwsonicsquirrel.net и пр.) или каталоги лейблов (wwwnetlabels.org – крупнейший каталог нет-лейблов, или wwwsoundshiva.net). Также оповещает свою аудиторию через различные сервисы (например -www.livejournal.com или twitter.com).
Некоторые интернет-лейблы выпускают релизы на физических носителях ограниченным тиражом. Здесь подразумевается издание полноценного продукта своими силами (причём виниловых и DVD релизов в том числе).
Многие сетевые лейблы зарабатывают на продаже цифровых релизов с таких сайтов как wwwBeatport.com или wwwjunodownload.com. Немного остановимся на этом.
Beatport — это музыкальный онлайн интернет магазин в Денвере (штат Колорадо) с филиалами в Нью-Йорке и Берлине, специализирующийся на электронной, танцевальной музыке и ремиксах. Beatport предлагает новые релизы, классические и эксклюзивные треки, которые классифицируются по жанру.
Juno Download - крупнейший музыкальный интернет магазин, который специализируется на танцевальный и электронной музыке. Появился в Лондоне в 1996 году. Сейчас в коллекции этого сайта около 1 000 000 треков, 160 000 клиентов в 142 странах.
Сотрудничая с этими сервисами прибыль от продажи обычно составляет 40-50 % (то есть пополам с лейблом).
Стоит ещё сказать, что многие сетевые лейблы пользуются сервисом от Archive.org. Архив Интернета (Internet Archive) — некоммерческая организация, основанная в 1996 году в Сан-Франциско. Архив собирает копии веб-страниц, графические материалы, видео-, аудиозаписи и программное обеспечение. Архив обеспечивает долгосрочное архивирование собранного материала и бесплатный доступ к своим базам данных для широкой публики. Целью Архива является сохранение культурно-исторических ценностей цивилизации в эпоху интернет-технологий.
Общаясь со многими авторами и музыкантами , я как то услышал мнение , что нет-лейблы - это не серьёзно и можно обходиться без них пользуясь, например, сайтом mp3.com. Конечно, подобные сайты являются очень полезными, но уж очень большая вероятность того, что ваш трек затеряется среди остального контента, часто не разбитого даже по стилям.
На самом деле нужно смотреть глубже, ведь когда Вы становитесь участником нет-лейбла, на вас падает взор аудитории этого нет-лейбла, вы становитесь в одном ряду с другими участниками (наверно даже теми, чьи треки есть в вашей музыкальной коллекции). В конце концов у вас появляются новые знакомые (из чего, кстати, нередко вытекают совместные проекты). Оправляя демо на Интернет-лейбл знайте, что Вас прослушают и оценят, только вот гонораров не ждите, ведь в большинстве своем все делается на голом энтузиазме.
Mark PARADEIGMA
cuntroll.ru